Программа семинара:
Производственный маркетинг в современном мире. Окружающая среда.
- Что представляет собой рынок предприятий?
- Что такое рынок предприятий?
- Почему В2В-маркетинг?
- Определения маркетинга.
- Рост В2В-рынков.
Характеристики рынка предприятий.
- Гармонизация законодательства, действующего на рынках В2В.
- Торговые барьеры.
- Экономические системы.
Классификация рынка.
- Региональные рынки для промышленных товаров и услуг.
- Национальные рынки для промышленных товаров и услуг.
- Глобальные рынки для промышленных товаров и услуг.
- Типы рыночной структуры.
- Формы торговли В2В: организационные типы.
- Продажи В2В в некоммерческом секторе.
- Необходимость понимания поведения организаций.
Факторы, влияющие на организационное поведение и рынки.
- Макрофакторы, оказывающие влияние на поведение В2В-организаций.
- Более широкие внешние факторы.
Влияние окружающей среды, воздействующее на поведение организации.
- Факторы конкуренции.
- Потребители и рынки.
Поведение потребителей:
- Современные представления о процессе принятия решения о покупке на рынках товаров и услуг B2 °C (Домохозяйство, индивидуум) и В2В (Предприятие).
- Понятие закупочного центра в маркетинге В2В и В2С. Категории лиц, принимающих решение о покупке (ЛПР).
- Современные представления о мотивации покупательского поведения. Понятия нужды, потребности, мотива, запроса.
- Модель пирамиды потребностей Маслоу-Годфруа и современные ограничения в ее использовании. Модель «15 движущих сил». Система базовых мотивационных ценностей современного человека (Модель нейромаркетинга).
- Факторы покупательского поведения на рынка В2В и В2С. Влияние ситуаций и социокультурных норм потребления на покупательское поведение.
- Понятие фактора покупательского выбора. Методы определения факторов выбора. Использование факторов выбора в маркетинговых исследованиях и в совместном анализе.
- Гендерный маркетинг: что это такое? Основные различия покупательского поведения мужчин и женщин.
- Использование знаний о мотивационной структуре потребителей в брендинге и маркетинговых коммуникациях.
- Потребительская ценность продукта и ее составляющие. Классификация потребностей и свойств продуктов по Норияки Кано. Использование технологии Кано в развитии продуктов.
- Практикум:
- Анализ конкурентоспособности брендов методом совместного анализа.
- Определение направлений совершенствования продукта по методике Кано.
Сегментация потребителей:
- Сегментация потребителей: сущность, основные подходы, алгоритм. Сущность макросегментации и микросегментации рынка.
- Источники получения маркетинговой информации для сегментации.
- Проблемы выбора критериев сегментации. Базовые критерии сегментации потребителей на рынках В2В и В2С.
- Основные методы сегментации: кластеризация, совместный анализ.
- Понятия стиль жизни и стиль покупательского поведения. Психографическое сегментирование. Использование современных психографических моделей и стратификационных схем (VALS, TGI и пр.).
- Основные модели сегментации, применяемые на рынках В2В и В2С.
- Составление и сравнение «профилей» сегментов потребителей.
- Критерии и основные методики отбора целевых сегментов рынка.
- Методика построения факторной модели сегментации и отбора целевых сегментов рынка.
- Анализ позиционирования компании (Продукта, бренда) на рынке. Принципы построения и анализ карт позиционирования (Восприятия). Источники и методы сбора информации для анализа позиционирования.
- Исследовательские методы оценки имиджа предприятия (Продукта, бренда) и уровня лояльности потребителей.
- Практикум:
- Сегментация потребителей с целью выделения ядерного целевого сегмента рынка методом AID (Автоматическая детекция взаимодействий).
- Мозговой штурм по проблемной ситуации: разработка основных элементов стратегического комплекса маркетинга с учетом характеристик целевой группы конечных потребителей (Групповая работа).
Методы качественных полевых исследований потребителей:
- Полевые исследования потребителей и конкурентов: рыночные проблемы, требующие полевых исследований, достоинства и недостатки эмпирической информации, полученной в результате полевых исследований.
- Методы количественных и качественных исследований потребителей. Когда необходимо проводить опросы, а когда — фокус-группы?
- Качественные исследования потребителей: засекреченные и открытые, области их применимости. Фокус-группы и глубинные интервью: назначение, достоинства и недостатки, основные правила проведения.
- Принципы и правила рекрутмента респондентов на фокус-группы, основные приемы стимулирования респондентов. Формы контроля состава выборки респондентов в ситуации аутсорсинга рекрутмента.
- Принципы построения топ-гайдов и тематического плана дискуссии. Правила и приемы «разогрева» и контроля аудитории.
- Назначение прожективных методов качественных маркетинговых исследований и примеры их эффективного применения.
- Практикум: Разбор инструментария реальных маркетинговых исследований методом фокус-групп (Групповая работа).
Методы количественных полевых исследований конечных потребителей:
- Опросные исследования потребителей: анкетирование, личные формализованные интервью, телефонные интервью, он-лайн исследования. Их достоинства и недостатки.
- Критерии выбора метода опроса. Методы снижения недостижимости респондентов.
- Структура анкеты, основные требования к составлению анкет, порядок составления анкеты.
- Контрольные и скрининговые вопросы: их назначение, местоположение, особенности формулирования.
- Мистери-шоппинг на потребительском рынке и рынке В2В: области применения, методы организации и проведения.
- Практикум: Разбор инструментария реальных маркетинговых исследований методом опроса и мистери-шоппинг (Групповая работа).
- Имитационная деловая игра: пилотирование анкеты и определение направлений ее совершенствования (Работа в мини-группах).
- Полевые исследования потребителей сектора В2В и конкурентов.
Методы получения релевантной полевой маркетинговой информации о конкурентах.
- Исследовательские методы выделения основных конкурентов компании.
- Специфика исследования корпоративных потребителей.
- Методы легендированных (Засекреченных) опросов корпоративных потребителей и конкурентов. Эффективные информационные легенды-прикрытия и приемы стимулирования респондентов к участию в исследовании.
|